Раньше в школе мальчики девочкам дарили подарки, и все разные. Никто на них деньги не собирал, каждый дарил от себя. Речь идет о советской школе, когда парты еще были с крышками.
В утро восьмого марта все мальчики приходили пораньше и вкладывали под парту симпатичной девочке подарок – шоколадку, яблоко, конфету, открытку. Мой муж, будучи школьником, нарисовал своей однокласснице рисунок. Правда, не подписал, от кого, - так девочка и не узнала о его симпатии. А другие подписывали, надеясь на взаимность.
Это был острый момент: заходят девочки в класс, открывают парты, у одной ящик ломится от подарков: шоколадки, гулливерки, яблоки, записки! а у других – ничего. Или открыточка бедненькая, или вялый цветочек. Слезы, обиды, ревность… Конечно, самую одариваемую девочку все признавали и самой красивой.
Когда муж рассказывал, как было у них в классе, я не верила своим ушам. Неужели в школе допускали такое неравенство? У нас уже всё было по-другому. Деньги на подарки собирал централизованно родительский комитет, дарили всем одно и то же, и не мальчики, а учительница раскладывала по партам. Я помню, на 8-е Марта получила в подарок серенькую ручку и подумала: зачем она мне? Разве мне нечем писать? Оглянулась по классу – другие девочки получили такие же ручки и с недоумением разглядывали их. Женский день не то чтобы утратил свою прелесть, но он не стал для меня символом женского и женственного, это была просто скучная обязаловка.
Зато без слез и нервов. Не знаю, как сейчас в школе, но, наверное, эти индивидуальные подарки, которые символизируют особое отношение, частично взял на себя Валентинов день. Это как бы общий праздник девочек и мальчиков, когда разрешены подарки от всего сердца и только по симпатии. Традиция хорошая – жаль, чужая.